Волшебная игра го

Партия атомной бомбы

Количество го турниров, проводившихся в Японии во время второй Мировой Войны, было намного меньше, чем в довоенный период. Множество молодых игроков были призваны на военную службу, а по причине недостатка бумаги, газеты были вынуждены уменьшить размеры и тираж. Го колонки были среди первых, пошедших «под нож». Несмотря на это, газеты продолжали спонсировать турниры и игры, несмотря на то, что последние могли так и остаться никогда неопубликованными.

По ходу затянувшейся войны, условия, в которых проводились даже самые важные игры, стали чрезвычайно сложными. Весной 1945 года, Ивамото Каору (Kaoru Iwamoto), 7p, заслужил право вызвать Хасимото Утаро (Hashimoto Utaro) на матч за третий Титул Хонимбо, но найти подходящее место для игры в постоянно подвергаемом бомбежкам Токио было невозможно.

В конце концов, в качестве места для игр была выбрана Хиросима. Однако, начальник полиции города, который сам был игроком-любителем, запретил проводить партию там, потому что это было слишком опасно. Несмотря на запрет, воспользовавшись отсутствием начальника полиции, уехавшего по официальным делам, 23-25 июля игроки провели первую матчевую игру под дождем пуль с самолетов, атакующих с бреющего полета.

Когда начальник вернулся и услышал, что игры все-таки состоялась, он пришел в ярость и категорически запретил игрокам проводить какие-либо игры в Хиросиме.

В качестве нового места для проведения игр был выбран Ицукаити (Itsukaichi) – один из пригородов Хиросимы. Вторая партия состоялась в период с 4-го по 6-е августа.

Утром шестого августа, в момент, когда была сброшена атомная бомба, Хасимото находился в саду. Он увидел ярчайшую вспышку света и грибовидное облако, поднимающееся над городом. Ужасающий порыв ветра разбил все окна и посеял хаос в комнате, в которой проводилась игра, так что позицию на доске пришлось восстанавливать. Но даже такие обстоятельства не помешали игрокам закончить игру, которую выиграл Хасимото с перевесом в пять очков.

Вечером того же дня в Ицукаити начали прибывать выжившие после взрыва атомной бомбы, и игроки начали осознавать весь ужас произошедшего и то, насколько им повезло. Дом, в котором они собирались проводить игры, был уничтожен, а его владелец погиб.

Неделей позже Война закончилась, и матч был продолжен в ноябре, закончившись ничьей 3-3. Возникла необходимость в дополнительной игре, но вся Япония была в таком смятении, что дополнительный матч до двух побед состоялся только в июле 1946 г. Ивамото выиграл первые две партии и таким образом получил Титул Хонинбо.

Хасимото и Ивамото играли важную роль в мире го в послевоенные годы. Были бы они убиты в Хиросиме в тот роковой день, скорее всего история современного го была бы совсем иной.

Ивамото защитил Титул Хонинбо против Китани Минору в 1947 г., но в 1950г. Хасимото снова захватил его. Затем, будучи владельцем самого престижного го-титула того времени, Хасимото покинул Нихон Киин и основал Кансай Киин. Хотя в свое время эти две ассоциации го соперничали между собой, в настоящее время они мирно сосуществуют, сотрудничая на разных уровнях в целях развития го в Японии.

Ивамото, которому 5-го феврался исполнится 97, внес большой вклад в популяризацию го на западе. В 1929 г. он ушел из профессионального го и эмигрировал в Бразилию. Однако через два года он вернулся в Японию и возобновил жизнь профессионального игрока. Вероятно именно этот опыт вызвал в нем желание сделать го по настоящему международной игрой. Он совершил множество поездок за океан и основал го-центры в Амстердаме, Сан-Пауло, Сиэтле и Нью-Йорке.

Правила го

Ответы на задачи

На прошлой неделе мы задали три задачи, в которых черные должны были захватить белые камни. Ниже приведены ответы.

Задачи го

Задача 1. Правильный ответ - захват белого камня в точке 1-1. Камень черных на стороне тоже в атари, но соединение будет ошибкой. Такой ход позволит белым сохранить свой камень.


Задачи го

Задача 2. Правильный ответ – захват двух камней у края доски. Черный камень на краю доски тоже в атари, но ошибкой будет попытка спасти его удлинением 1. Белые соединятся 2, выводя два камня из опасного положения.

Задачи го

Задача 3. Правильным будет ход ч.1. Этим ходом черные захватывают два белых камня. Если белые сыграют 1, то они спасут два своих камня. На диаграмме справа показан результат захвата.

Соединение камней

Правила го

Белые камни на Д.1 не соединены. Но ход б.1 создает неразрушимую связь между этими четырьмя камнями. Если черные успеют сыграть 1 на Д.3, то две пары белых камней окажутся разделенными.

Задачи го

В задаче 4 и 5 черные должны сыграть так, чтобы соединить все свои камни.

Задачи го

Задача 6. Как черным соединить отмеченный камень с остальными?

Виртуальная доска

Попробуйте решить эти задачи на виртуальной доске. Подведите указатель к пункту на доске, в который нужно сделать очередной ход, и кликните левой кнопкой мыши.




 Ричард Бозулич


Яндекс.Метрика