Волшебная игра го

Го и интеллектуальное развитие детей

То, что игры помогают развивать интеллектуальные способности детей, оценили не так давно. Ряд исследований, проведённых на западе, показал, что игра в шахматы не только ускоряет раннее развитие интеллекта ребёнка, но также улучшает социальное развитие и вносит вклад в общее положение ребёнка среди сверстников. К сожалению, все эти исследования проводились в западных странах и не принимали во внимание игру го, которая сильнее всех остальных воздействует на интеллект. Каким образом игра повышает образованность ребёнка?

Ряд японских психологов проводил широкие исследования детей, играющих в го. Их исследования привели к уверенности в том, что врождённые способности лучше развиваются у тех, кто играет в го. Согласно данным одного из исследований, проведённых университетом Чиба (Chiba University), стратегия го имеет глобальный охват, т.е. действия в одной части доски влияют на всю доску. В противоположность этому образ мысли ребёнка узок. Но когда ребёнка учат играть в го, он быстро развивает видение всей доски в целом и переносит это умение на повседневную жизнь. Исследователи также указывают, что чем раньше начать учить ребёнка, тем лучшего результата можно достичь. Видимо, лучше всего начинать изучение игры с возраста 4-5 лет. В этом возрасте мозг развит только на 65-70%, и влияние на процессы мышления оптимально. И, конечно же, детям нравится играть в го, как и в другие игры.

Одной из положительных сторон го и шахмат для развития ребёнка является возможность концентрации внимания. Обычно дети развивают эту способность, делая то, что им интересно. Но существуют два типа концентрации внимания: активный и пассивный. Ребёнок может сконцентрироваться на просмотре любимой телевизионной передачи, но это пассивная концентрация внимания. Играя в игру типа го, он полностью использует возможности своего мозга. Играя, ребёнок должен напрягать свои умственные способности и совершать гигантские интеллектуальные подвиги, чтобы отследить множество вариантов при анализе, представлять в своём воображении гипотетическую ситуацию на доске, и в конечном итоге прийти к выводу, что данный ход будет лучшим. Заметим, что детям нравится совершать подвиги, и игра даёт им такую возможность. Трудно найти другие области, в которых дети используют свой ум с такой интенсивностью, одновременно получая от этого удовольствие. В конце концов, эта способность к концентрации, воспитанная игрой в го, будет использована человеком в других областях деятельности.

Играя в го нужно использовать как интуицию, так и аналитические способности. В начальной стадии игры существует столь много вариантов ходов, что ни кто не может взять на себя смелость и сказать, что один ход лучше другого. При выборе хода на этой стадии нам помогают стратегические понятия, но только сильнейшие игроки могут целиком полагаться на свою интуицию. Но партия продолжается, и аналитические способности приобретают всё большее значение. В заключительной стадии способность к расчёту вариантов становится основным фактором. Шахматы – игра скорее аналитическая от начала до конца. По этой причине компьютер умеет играть в шахматы столь хорошо, а в го столь плохо.

Чтобы понять значение вышесказанного нужно объяснить некоторые понятия связанные с мозгом человека. Мозг состоит из двух полушарий – левого и правого. Логические и лингвистические способности управляются левым полушарием. Интуитивные сферы деятельности, связанные с музыкой и способностью распознавать сложные образы, контролируются правым полушарием мозга. Когда у человека случается инсульт одно из полушарий обычно страдает больше, чем другое. Проводились исследования игроков го перенесших инсульт. Установлено, что инсульт правого полушария приводит к ухудшению игры в начальной стадии, в то время как в середине игры и в её конце игрок не теряет своей силы. Если поражено левое полушарие, то стратегия начальной стадии остаётся на высоком уровне, а вот в середине игры и в заключительной её части игрок теряет свою былую силу.

Из проведённых исследований следует вывод, что дети, которые изучают го, тренируют оба полушария своего мозга, что ведёт к развитию как творческих, так и логических способностей.

Пример ко из партии

На основе партии на доске 13х13 приведём пример того, как может возникнуть ситуация ко. После ч.11 на Д.1, белые наносят атари камню 7 ходом 12. Чёрные контратакуют и тоже наносят атари 13. Белые захватывают 14. Результат приведён на Д.2.

Правила игры го

В соответствии с правилом ко, чёрные не могут захватить отмеченный камень следующим ходом и должны играть 15 в другом месте доски. Пусть чёрные играют 15 на Д.3. Теперь белые могут соединиться 16 и закрыть ко. Чёрные разделяют белых ходом 17 и разрушают территорию, которую первоначально белые застолбили в левом нижнем углу.

Правила игры го

Этот результат может не понравиться белым. Тогда они сначала защищаются от разрезания ходом 16. Теперь чёрные могут захватить ко ч.17 на Д.4. Теперь белым запрещено брать камень 17 чёрных. Они должны играть в другом месте доски. Такая ко-борьба может существовать на доске довольно долго, прежде чем она разрешится. Победитель определяется общим положением на доске, позицией, которая, как правило, не связана с самой ситуацией ко.

 Ричард Бозулич


Яндекс.Метрика