Волшебная игра го

Разряды и фора

Система разрядов в го действует следующим образом. Начинающему игроку присваивается 35й кю. Изучая основы техники го, человек очень быстро достигает уровня приблизительно 10 кю. Такое быстрое усиление предполагает, что начинающий учится и играет несколько раз в неделю в течение около 3х месяцев. От 10го до 1го кю прогресс, обычно, сильно замедляется.

Превзойдя уровень 1го кю, игрок становится опытным, ему доступны уже все основные понятия го, технические приёмы и стратегические концепции го. Тогда го организация, в которой игрок состоит, присваивает ему 1й дан. Максимально возможный любительский разряд – 7й дан. Совсем не обязательно начинать с минимального разряда. По результатам турнира игроку может быть присвоен разряд, соответствующий его реальной силе. Можно оценить силу своей игры и в тестовых партиях с более сильными игроками.

Профессиональные разряды начинаются с первого дана. Максимально возможный разряд – 9й дан. Способ построения профессиональной шкалы сильно отличается от шкалы любительской, и между ними нет прямого соответствия. Считается, что профессиональный игрок первого дана значительно сильнее любителя седьмого дана.

В го существует уникальная форовая система, система гандикапа. Она даёт слабому игроку возможность играть со значительно более сильным соперником и выигрывать. Игроки одной силы перед началом партии разыгрывают цвет камней, которыми они будут играть. Эта процедура называется нигири (nigiri). Один из игроков набирает горсть белых камней, а второй выбирает один или два чёрных камня. Оба игрока выкладывают эти камни на доску. Если количество и белых, и чёрных камней чётно или нечётно, то игрок положивший на доску чёрные камни играет чёрными. Если чётности не совпадают, то чёрными будет играть тот, кто выкладывал на доску белые камни.

Но самое интересное начинается, когда встречаются два противника разного ранга. В этом случае более сильный игрок всегда играет белыми, а фора (гандикап) вычисляется на основе разницы в их рейтинге. Например, один игрок А имеет 1й кю, а игрок В - 2й кю. В этом случае игрок В играет чёрными и, соответственно, делает первый ход. Когда 1й кю встречается с 3им , то слабый игрок получает два камня форы. 2й против 6го – четыре камня, и так до девяти камней форы. Обычно фора больше девяти камней не применяется. Эта система используется в играх любителей всех уровней, как кю-игроков, так и данов.

После того, как определено количество форовых камней в данной партии, более слабый игрок выставляет на доску форовые камни в пункты хоси, как это показано на диаграммах. После этого белые делают свой ход. Далее ходы совершаются по очереди.

Правила го. Фора Правила го. Фора

Правило ко

На этих диаграммах показана особая ситуация, которая носит название ко (ko). Посмотрим на Д.1. Чёрные, при своей очереди хода, могут захватить белый камень, играя 1 на Д.2. Получится позиция Д.3. Теперь у белых появилась возможность захватить камень чёрных ходом в «а», но это приведёт к повторению позиции, которая уже была на Д.1. Если разрешить подобное повторное взятие, то обе стороны могут бесконечно долго продолжать делать эти ходы, и партия никогда не закончится. Для исключения подобной ситуации введено простое правило ко.

правила го. Ко

Правило 10: Если одна из сторон захватила камень ко, то другая сторона не может следующим ходом повторить позицию.

 Ричард Бозулич


Яндекс.Метрика