Волшебная игра го

История возникновения го

Считается, что го возникло в Китае в те времена, от которых не сохранилось достоверных исторических документов. Существуют запутанные, пользующиеся переменным успехом схоластические анекдоты, связанные с вымышленными китайскими императорами, императорскими вассалами и дворцовыми астрологами. Одна из историй говорить о том, что го придумал легендарный император Yao, который правил в 2357-2256 годах до нашей эры. И придумал он её как забаву для своего сына-идиота. Вторая утверждает, что император Shun (2255-2205 до н.э.) придумал игру, в надежде усилить умственные способности своего слабоумного сына. Третья рассказывает о человеке по имени Wu, вассале императора Jie (1818-1766 г. до нашей эры), который придумал и го, и карточные игры. И, наконец, четвёртая теория предполагает, что го было разработано дворцовыми астрологами во время правления династии Zhou (1045-255 до н.э.).

В любом случае, все соглашаются, что возраст го по крайней мере 3000 лет, а может быть 4000, что делает игру старейшей в мире настольной стратегической игрой.

Может быть, что го развивалось как метод практического гадания для императоров и шаманов-астрологов в ранней культуре Zhou. Видимо, один из методов состоял в бросании белых и чёрных камешков на квадратную доску с отмеченными на ней астрологическими символами и символами стихий Земли. Некоторые фундаментальные термины го, используемые до настоящего времени, имеют астрологическое значение. Например, центральная точка доски называется тэнген (tengen), что означает «ось вселенной», а восемь отмеченных точек, расположенных ближе к краю доски, называются хоси (hoshi) – звезда. Существует мнение, что они связаны с семью звёздами Большой Медведицы (центральный объект китайской астрологической системы), Солнцем и Луной.

Четверти доски го названы в честь четырех направлений, связанных с базовыми триграммами системы I-Ching. Начиная с верхней правой и двигаясь по часовой стрелке это юго-запад (женщина, земля), северо-запад (мужчина, небо), северо-восток (твердость, предел) и юго-восток (благородство, податливость).

Самые ранние упоминания о го обнаружены в произведениях Конфуция, которые, видимо, написаны в 5ом веке до нашей эры. Но в то время доска имела размеры 17х17. Самая старая доска таких размеров обнаружена в захоронениях династии Хань (Han, 206 г. до н.э – 9 г. н.э).

Четыре основных правила го

В прошлый раз я рассказал о четырёх основных правилах и продемонстрировал, как достигается основная цель – контроль над территорией. Для закрепления материала я повторю эти четыре правила.

  • 1. Ход делается в пересечение линий доски.
  • 2. Камни, выставленные на доску, не передвигаются.
  • 3. Чёрные ходят первыми
  • 4. Ходы совершаются по очереди.

    Правило взятия

    Рассмотрим правило взятия (захвата) камней. Вот оно:

  • 5. Камень (или группа соединённых камней) считается захваченным, если противник занял все их степени свободы.

    Степени свободы камней

    правила го
    правила го
    правила го
    правила го
    правила го

    Одинокий камень в центре доски на Д.1 имеет четыре степени свободы. По-японски они называются дамэ (dame). Это отмеченные треугольником точки вокруг камня на Д.2. Если чёрные смогут занять все эти пункты, то они захватят белый камень.

    Предположим, что чёрные заняли три из этих четырех дамэ (Д.3). Теперь, при своей очереди хода, они могут захватить белый камень. Говорят, что белый камень на Д.3 находится в положении атари (atari). Чёрные захватывают его ходом 1 на Д.4. Результатом будет позиция на Д.5.

    Белый камень у края доски на Д.1 имеет три дамэ, а именно точки, обозначенные треугольниками на Д.2. Если чёрные займут два из этих трёх дамэ, то белый камень окажется в атари. Чёрные захватывают его ходом 3 на Д.4. результат показан на Д.5.

    Белый камень в углу на Д.1 имеет только два дамэ. Если чёрные занимают одно из этих дамэ, то камень белых окажется в положении атари (Д.3). Ход ч.5 на Д.4 захватывает этот камень, что приводит к результату на Д.5.

    Захваченный камень, как и пункт территории, стоит одно очко. Т.е. белый камень, снятый с доски, чёрные забирают себе. При подсчёте очков каждый захваченный камень принесёт им дополнительное очко. И наоборот, захватив камень чёрных, белые забирают его себе. При подсчёте результата партии, каждый чёрный камень, захваченный белыми, тоже принесёт им одно очко.

    В следующем разделе я расскажу, как происходит захват камней в партии.



  •  Ричард Бозулич


    Яндекс.Метрика